Тематические путешествия
Адрес:
г. Москва, Измайловское шоссе, д. 71, к. 4 Д

Язд

Язд

Язд находится в самом сердце Ирана. Когда страну постигали беды и со всех сторон наступали захватчики, многие персы — в том числе знаменитые — находили приют в этом городе. В самые неспокойные времена здесь процветали науки и ремесла, спорили о смысле жизни воспитанники многочисленных дервишских школ (ханак). Язд был последней твердыней Персии.

Возникновение Язда относят к эпохе завоеваний Александра Македонского. Этот город всегда был центром древней религии зороастризма. Само имя города происходит от слова «яздан» — Бог, божество. В еще более давние времена этим словом называли одно из божеств древнейшего персидского пантеона.

Yazd3

Тюрские и монгольские нашествия, сотрясавшие страну в прошлом, благополучно миновали Язд. Но вместе с тем миновал его и новый расцвет страны, начавшийся в эпоху Сефеви (XV—XVII вв.) И сейчас это не очень большой и довольно флегматичный город. только здесь на улицах можно часто увидеть мужчин в национальной одежде — коротком бежевом халате и очень широких, свисающих складками шароварах. Наверное, так же одевались они, когда через город проезжали Марко Поло и наш соотечественник Афанасий Никитин, в своем «Сказании о хождении за три моря» назвавший город Ездея.

Флегматичность города несколько разбавляют приезжие из далеких стран, т.к. Язд — одно из наиболее туристических мест в Иране. Иностранцев привлекает хорошо сохранившаяся экзотика: короткие узкие улочки, огромные базарные ряды и просто улицы, выполненные в виде крытых галерей. Ширина некоторых улиц такова, что здесь с трудом разъедутся два мотоцикла или осла.

Yazd4

Но более всего Язд известен тем, что именно здесь была когда-то доведена до совершенства характерная для древней Передней Азии система доставки, хранения и распределения прохладной питьевой воды. Климат Язда один из самых сухих в стране, и поэтому здесь было построено огромное число «ганатов», или «каризов» — подземных каналов для воды. Еще при Ахменидах (VI—IV вв. до н.э.) Иран был изрезан системой этих сложнейших коммуникаций.

Ганаты начинались в горах и уходили к равнинным городам. Язд снабжался влагой с небольшого, но высокого массива Шир-Кух (Львиные Горы, 4075 м), что к юго-западу от города. Сейчас в Язде построен музей воды, в котором посетители могут увидеть макеты ганатов в натуральную величину, а также устройства, с помощью которых воду поднимали наверх.

Yazd2

В Язде есть и множество других достопримечательностей. Вот лишь некоторые из них.

Бадгиры (ветроуловители). Для того, чтобы охлаждать воду, попавшую из ганатов в городские и частные резервуары, в городе было сооружено множество бадгиров (ветроуловителей) — вентиляционных труб, захватывающих потоки дующего с любой стороны ветра и направляющих их на глубину 6—10 м для предотвращения нагревания воды. Кроме того, бадгиры поменьше использовались для охлаждения воздуха в домах. Именно обилие ветроуловителей в сочетании с полукруглыми крышами, позволяющими помещениям меньше нагреваться от прямых солнечных лучей, придает Язду его колоритный вид.

yazd7

В жаркие часы город замирал, выставив вверх свои трубы. Но стоило подуть малейшему ветерку с любой стороны… и он оживал, а дыхание ветра отзывалось благодатной дрожью, волной проходившей по телу города. И в наш век кондиционеров бадгиры Язда продолжают выполнять свое прямое назначение, хотя ганаты заменены артезианскими скважинами и водопроводом.

Пятничная мечеть (Масджед-е Кабир). Ворота этой древней мечети с двумя самыми высокими в Иране минаретами устремлены вверх, что дает неожиданный и сильный эффект вознесения. Бросается в глаза четкая проработанная «сталактитная» структура, характерная для ворот иранских мечетей.

Yazd5

Мечеть Мир Чакмак (Джаме Ноу) также известна как Новая пятничная мечеть, или Джаме Ноу. Этот памятник Сефевидского периода был построен Амиром Шахмаком Шами и его супругой Фатимой Хатун (Сети Биби). Амир Чакмак был в то время правителем Язда и одним из военачальников Тимуридов. Мечеть была законечена в XV в. Для нее характерно необычное сочетание множества арок в одной плоскости. Расположена почти напротив музея воды.

Зороастрийский храм (Атешкадэ). Долгое время люди, исповедовавшие на иранской земле зороастризм, подвергались гонениям. Их храмы разрушались или превращались в мечети, да и зороастрийцев становилось все меньше: они принимали ислам или переезжали в Индию, где сохранялись под именем «парсы» (т.е. персы). В 1934 г., когда среди иранцев усилился интерес к своей древней религии, община парсов смогла открыть свой храм в городе Язде — исконном центре зороастризма. Часть парсов вернулась на родину предков.

Yazd6

Внешне храм мало примечателен. Главное здание находится на возвышении среди большого двора. Священный огонь горит внутри в чаше метровой высоты, установленной на пьедестале за темным стеклом, защищающий зал с жертвенником от света. Проход во внутренние помещения разрешен лишь для зороастрийцев.

Башни молчания. Дакмех или Кол-е Хамушан (башня молчания) — это три живописных археологических памятника, зороастрийские башни смерти, сохранившиеся на холме в пригороде Язда (около 15 км к юго-западу от города).

Некогда тела приносились священниками внутрь башен, где бренные останки лежали на специальных плоских камнях. Таким образом ни земля, ни вода, ни огонь не осквернялись мертвецами. Очень быстро останки растаскивались коршунами и воронами, а кости сбрасывались служителями в круглую яму в центре башни.

Yazd8

Когда-то этих башен было семь. Теперь (начиная с 1987 г.) зловещий обряд практически не совершается, и любой желающий может осмотреть руины башен и нескольких хозяйственных построек: заброшенный колодец, два маленьких бадгира, кухню.

Чак-Чак. Этот расположенный на склоне горы посреди пустыни религиозный комплекс является главной святыней и местом паломничества зороастрийцев Ирана. 320 ступенек ведут наверх к святилищу Пир-е Сабз — вырубленному в толще горы храму, где горит огонь, растет священное дерево, возраст которого насчитывает около тысячи лет, и бьет священный источник. Согласно зороастрийской легенде, этот родник появился тогда, когда в 637 г. сасанидская принцесса Никбану, бежавшая в эти края от арабского нашествия и мучимая жаждой в безводной пустыне, по велению Ахура-Мазды бросила на землю свой посох. Само название святилища и произошло от звука падающих на камни капель — кап...кап...

yazd9

Вода, огонь, дерево, скалы — все природные стихии объединились в этом зороастрийском храме, олицетворяя единство мира. Отсюда открывается панорама величественных гор и пустыни. Вокруг святилища лепятся к склону дома для паломников, террасы, специально оборудованные навесы и места для установки палаток. Хотя на картах Чак-Чак отмечен как деревня, реально там никто не живет, кроме охранника и редких в обычные дни паломников. Только во время религиозных праздников множество зороастрийцев со всего мира съезжаются сюда.

Мейбод. Очень интересный древний город, расположенный примерно в 50 км к северо-западу от Язда на трассе Тегеран—Язд. Здесь, как и в Язде, сохранились бадгиры, переплетение узких кривых улочек старого Ирана, традиционная городская застройка. Также можно посмотреть крепость Нараин, караван-сарай и «ледяной дом» — помещение для охлаждения воды. Есть голубиная башня: когда-то в ней жили голуби, которых разводили для удобрения окрестных полей. Сейчас вместо голубей представлены в обилии их чучела. Также в Мейбоде есть пара небольших, но приятных музея, рассказывающих об истории города.

Теги храм Атешкадэ башни молчания Масджед-е Кабир мечеть Мир Чакмак Иран Язд Бадгиры Мейбод
ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИИ
Адрес:
г. Москва, Измайловское шоссе, д. 71, к. 4 Д