Тематические путешествия
Адрес:
г. Москва, Измайловское шоссе, д. 71, к. 4 Д

Исфахан (Исфаган)

Исфахан (Исфаган)

 

Исфахан, столица одноименного остана, самый красивый город Ирана, его туристический центр, расположен в 430 км от Тегерана посреди большого оазиса, создаваемого водами реки Заяндеруд.

 

Можно с полным правом сказать, что этот город — творение Сефевидского шаха Аббаса I. Именно во время его правления сложился образ Исфа[ана, свободолюбивого и капризного, как изнеженная восточная красавица, изысканного, полного неги и пышности. Расположение города на перекрестье караванных путей, мягкий климат и, в первую очередь, удаленность от государственных границ стали причиной того, что шах Аббас перенес в 1598 г. столицу из Газвина в Исфахан. Город сразу полюбился правителю, и тот не жалел средств на то, чтобы превратить новую столицу в подобие рая на земле. При нем и его ближайших преемниках город быстро застраивался великолепными дворцами и мечетями. Полюбовавшись здешними чудесами, понимаешь смысл иранской поговорки: «Кто был в Исфахане, видел половину мира».

Isfahan7

Город замечателен своими многочисленными памятниками. Перечислим некоторые из них, но этот список далеко не полон.

Площадь Нахш-е Джахан. Главное украшение города — площадь Нахш-Джахан («Карта мира»). Другое ее название — площадь Имама (до революции — площадь Шаха). Построена она в 1612 г. Это вторая по величине площадь в мире, ее размеры — 500 на 160 м. На площади находятся мечети Имама и Лотфоллы, дворец Али Капу, от нее начинается бесконечные ряды Большого Базара. Вот как описывает площадь Нахш-е Джахан русский купец Федор Котов, посетивший Исфахан в 1624 г.: «…Исфахан стоит как бы в ущелье, между высокими горами, на ровном месте. Исфахан… город большой и красиво построен. Царские дворцы построены так, чтобы ворота выходили на главную площадь. Ворота высокие, над воротами — расписанные золотом палаты. Они стоят одна над другой в три этажа. В эти палаты приходят всякие иностранные послы и купцы. Палаты, в которых живет сам шах, находятся в садах, далеко от ворот; они — низкие. Здесь живут шахские жены... На базаре лавки каменные, с амбарами наверху, своды каменные с красивой крышей. Лавки снаружи и внутри расписаны разными красками и золотом… Напротив шахских ворот, построена большая каменная мечеть. Около площади… построены каменные палаты, которые называются кофейнями; они расписаны красками и золотом... Верх у всех кофеен расписан красками с золотом…В кофейнях сделаны каменные бассейны с водою, вокруг этих бассейнов пляшут ребята с колокольчиками, а другие бьют в бубны, играют на зурнах и дудках, все они молодые, хорошие. Они одеты в платья, чалмы, кушаки — все с позолотою, а от пояса около живота идут красивые сборки На площади, устраиваются разные зрелища: партиями играют в кости, раскладывают землю и камешки, делая разные узоры гадают по книгам... Каждый вечер народ удаляют с площади со всем товаром и с харчем, площадь чистят и ровняют мелким камнем и крупным песком, поливают водою, чтобы не было летом пыли от коней. И тогда на площадь выезжает сам шах, там он развлекается, почти ежедневно заезжает в кофейни, а перед ним пляшут потешные его молодцы и ребята из кофеен…»

Isfahan3

Площадь окружена двухэтажными галереями с арками, на первом этаже которых находятся бесконечные сувенирные лавочки, во многие из которых заходишь, как в музей. Здесь можно найти все, чем славится Исфахан: шелковые ковры, не имеющие себе равных по тонкости и изящности рисунка, медную посуду, покрытую сверху синим фаянсом и расписанную тончайшим белым узором, традиционную одежду, кальяны на любой вкус. Надо лишь помнить, что искушенные торговцы при виде туристов цену задирают немыслимую, так что торговаться в Исфахане следует еще более отчаянно, чем в остальном Иране. Впрочем, походив по площади и базару, вполне можно подыскать недорогой сувенир на самый требовательный вкус.

Масджед-е Эмам (Мечеть Имама). В южной части площади Нахш-е Джахан находится величественная Шахская Мечеть (современное название — Мечеть Имама). Ее строительство архитектор Абуль Казем начал в 1611 г., но закончены работы были только к 1640 г. На возведение огромной мечети пошло не менее 18 млн кирпичей, а на ее украшение — полмиллиона мозаичных плиток. Шах Аббас, желая поскорее закончить строительство, велел использовать новый метод поливного декора под названием «хафт-ранг», т.е. «семь цветов».

Фундамент мечети сложен из знаменитого в 17 в. белого ардестанского мрамора. Вход в мечеть — роскошный портик с огромными воротами (высота 27 м), двумя бирюзовыми минаретами и сталактитными нишами. Короткий изгибающийся коридор ведет во внутренний двор, посередине которого находится большой бассейн для омовений. Внутри мечети можно увидеть мраморный михраб (ниша в стене, показывающая направление Мекки) и изящной работы минбар (кафедру).

Isfahan5

Мечеть Лотфоллы. Если мечеть Имама это воплощение величия, то мечеть Лотфоллы — гармония и утонченный вкус. Шах Аббас повелел построить ее в 1603 г. в честь одного из своих тестей, почитаемого ливанского ученого шейха Лотфоллы. Она гораздо меньше, чем Масджед-е Эмам, более камерна, и использовалась для уединенных молитв шаха и его приближенных. Также она была известна под названием «Женской мечети», так как подземный ход, ведущий в нее из дворца Али Капу, позволял женам и наложницам шахского гарема посещать молитвенный зал, не показываясь публично. Купол мечети, украшенный арабесками, превосходит по красоте даже пышный купол Шахской мечети. Его нежные кремовые тона, меняют оттенок в зависимости от времени суток, лучше всего мечеть смотрится на закате. Еще мечеть Лотфоллы необычна тем, что у нее нет минарета и внутреннего двора. С великолепными мозаичными узорами внутреннего убранства могут соперничать разве что мозаики купола Аллаверди-Хана в гробнице Имама Резы в Мешхеде.

Дворец Али Капу. Напротив мечети Лотфоллы расположен необычный по архитектуре шестиэтажный дворец Али Капу, также построенный в начале 17 в. Первоначально он задумывался как монументальная въездная арка, ведущая к шахским дворцам (Название Али Капу и означает «Ворота Али»), но позднее правители стали принимать здесь послов иностранных держав. На втором этаже дворца находится веранда с резным деревянным потолком, с которой открывается хороший вид на площадь Нахш-е Джахан. Отсюда шах и его придворные могли наблюдать за театрализованными представлениями, гладиаторскими боями, сражениями с дикими зверями или популярной игрой в конное поло, которые часто устраивались на площади.

Дальше узкие лестницы ведут наверх в тронный зал и музыкальные комнаты. Когда-то стены дворца были расписаны фресками фривольного содержания, среди них были и работы знаменитого иранского художника Резы Аббаси, но в Каджарский период и особенно после исламской революции они были почти полностью утеряны.

Isfahan2

Потолок музыкального зала украшен вырезанными силуэтами ваз и сосудов — сделано это для усиления акустики, так что шах, его придворные и жены (последним отводились нижние этажи дворца) могли в полной мере насладиться игрой лучших музыкантов. Вообще, в Исфахане любили акустические эффекты. Так при входе в Али Капу есть забавный «древний телефон»: если встать, прижавшись лицом, к одному из углов зала, то в противоположном углу слова, даже сказанные тихо или шепотом, будут слышны совершенно отчетливо. А в Шахской Мечети в пол вложено несколько черных каменных плит, которые, если топнуть на них ногой, создают громкое продолжительное эхо.

В северной части Нахш-е Джахан находятся ворота Базара Кайсарие (Большого Базара), украшенные астрологическими символами. По краям ворот тянутся две галереи Нагаре-хане, откуда в дни торжеств играл оркестр и были слышны звуки труб и литавр.

Традиционные чайханы. В северной части Нахш-е Джахан, слева от Шахской мечети есть интересная традиционная чайхана (Чайхане Санати); другая чайхана — известная под названием Азадеган, или Чайхана Хадж Мирза, более камерная и интересно оформленная развешанными по стенам алебардами и щитами, находится в противоположной стороне площади на улице Мир Амад.

Пятничная мечеть (Масджед-Джомме). Эта мечеть — настоящий музей исламской архитектуры. Здесь можно увидеть архитектурные стили всех эпох, начиная с XI и заканчивая XVIII вв.: сельджукского, монгольского, сефевидского… Кроме того, это самая большая мечеть Ирана: ее площадь составляет 30 тыс. кв. м. Самая древняя ее часть была построена в XI в. От этого времени сохранились два больших купола над северным и южным эйванами (портиками). С тех пор мечеть много раз перестраивалась и реставрировалась. Последняя реставрация проводилась после ирано-иракской войны, когда Пятничная Мечеть пострадала во время бомбардировки.

Isfahan6

Главный внутренний двор, окружен четырьмя эйванами. Южный портик, самый сложный по архитектуре, с двумя минаретами, сталактитными нишами, сохранился с монгольского периода. На северном портике можно увидеть надписи куфическим шрифтом, датируемые сельджукской эпохой. Мозаики западного эйвана относятся к правлению Сефевидов. Они более геометричны и строги, чем мозаики южного портика.

В зале Султана Улджейту находится одна из главных достопримечательностей мечети: великолепный мраморный михраб с кораническими надписями и растительным орнаментом. Правда, чтобы попасть в этот зал, нужно спросить разрешение у привратника. По соседству — зимний молитвенный зал тимуридской эпохи и несколько других залов.

Дворец Чехель Сотун. Чехель Сотун означает «Сорок колонн». Название это произошло от того, что двадцать колонн дворца, стоящие на спинах львов, удваиваются, отражаясь в воде пруда. Расположен дворец позади Али Капу в тенистом саду, где приятно посидеть в жаркий день. Построен дворец был при Аббасе II как павильон шахских развлечений и приемов. В Большом Зале дворца можно увидеть множество больших фресок, изображающих жизнь двора, охотничьи сцены и великие сражения. Есть картины поменьше, они ближе к стилю классической персидской миниатюры. В меньших залах можно увидеть портреты послов и придворных. Есть экспонаты, относящиеся к сефевидской эпохе – ковры, доспехи, монеты, керамика, изделия из фарфора.

Дворец Хашт Бехешт («Восемь Раев») построен в 1669 г. шахом Сулейманом как шахская резиденция. Расположен он посреди живописного сада, как и Чехель Сотун, и вообще похож на него по архитектуре. Внутри дворца можно увидеть замечательные фрески, мозаики, сталактитные арки.

Isfahan4

Медресе Чахар Баг. Построенный в 1704—1714 гг. учебный комплекс, —одно из последних зданий сефевидской эпохи, был известен как Медресе Мадар-е Шах (Богословская Школа Матери Шаха). Находится он на проспекте Чахар Баг Аббаси. Внутри комплекса есть внутренний двор, учебные комнаты, молитвенный зал с прекрасным михрабом, минаретами и интересными мозаиками, помещения для студентов, каравансарай. Обычно медресе закрыто для публики, но если попросить привратника, он может пропустить вас внутрь, и это, действительно, того стоит.

Качающиеся минареты. В 7 км к западу от центра города находится гробница известного дервиша XIV в. Абу Абдуллы. Гробница эта более известна, как «качающиеся минареты» (Менар-е Джомбон). Если начать раскачивать один из минаретов гробницы, оба минарета начинают качаться из стороны в сторону. Впрочем, в последнее время смотрители не разрешают посетителям самим раскачивать минареты. Несколько раз в день устраивается зрелище с раскачиванием, а с туристов собирают деньги за удовольствие созерцать его снизу.

Зороастрийский храм и голубиные башни. Развалины зороастрийского храма расположены на вершине холма в полутора километрах к западу от качающихся минаретов. Недалеко от храма находятся голубиные башни. В них раньше держали голубей, чтобы их пометом удобрять поля.

Теги мечеть Лотфоллы Пятничная мечеть Исфахан Масджед-е Эмам дворец Али Капу площадь Нахш-Джахан Медресе Чахар Баг дворец Чехель Сотун Иран дворец Хашт Бехешт площадь Имама
ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИИ
Адрес:
г. Москва, Измайловское шоссе, д. 71, к. 4 Д