Тематические путешествия
Адрес:
г. Москва, Измайловское шоссе, д. 71, к. 4 Д

Загадки древних черепов. Часть 2

« Назад

Загадки древних черепов. Часть 2 15.02.2018 14:39

"Загадки древних черепов" продолжение...

И более половины из найденных в Паракасе костяков имели деформацию черепа. Причем в этой культуре практиковали как круговой, так и лобно-затылочный виды деформации. Возможно, это объясняется разным возрастом захоронений, но хотя эта культура существовала более пятисот лет, сегодняшние методы датирования не позволяют однозначно ответить на данный вопрос. Важно другое. На некрополе Паракас нет бедных погребений. Все захоронения принадлежат представителям социальной верхушки – вождям и жрецам. Это действительно был город знатных мертвых, подобный уже упомянутому могильнику на острове Хайна. Быть может, похороненных здесь людей объединяла не племенная общность, а своего рода кастовая, нечто подобное  жреческому ордену? Этим может быть объяснено и чрезвычайное единообразие погребального обряда на данном памятнике.

Подводя предварительные итоги можно сделать несколько выводов относительно загадки этой странной традиции. В первую очередь необходимо отметить широкую географию ее распространения как в прошлом, так и в настоящем. При этом локализация традиции носила очаговый характер. Одни народы практиковали деформацию головы на протяжении столетий или даже тысячелетий, а люди, жившие с ними по соседству, также на протяжении долгого времени, не уродовали свои головы. То есть идеологическая подоп  лека этого обычая не распространялась в ходе культурного взаимодействия от одних к другим.

Также не понятна мотивация данной процедуры. Единственное объяснение, уже обозначенное ранее – завет богов. Кстати, здесь уместно упомянуть еще один факт. В Китае на протяжении сотен лет существует культ древнего даосского божества Шоу Кси – бога долголетия. И сегодня в этой стране чрезвычайно популярны статуэтки Шоу.

  статуэтки шоу

При этом на всей протяжении своей истории этот божественный персонаж всегда изображался с чрезвычайно вытянутой головой. И что также интересно, уже в период династии Мин (1368–1644), а возможно и гораздо раньше, Шоу Кси ассоциировался китайскими астрологами со звездой Канопус. А Канопус (Альфа Киля) — звезда южного полушария, ярчайшая в созвездии Киля и вторая по яркости (после Сириуса) звезда на земном небосклоне.

Далее следует отметить, что несмотря на различные способы деформации черепа, главной целью этой процедуры служило удлинение головы. Некоторые медики считают, что подобное воздействие на голову помимо причиняемых неудобств, способствовало возникновению регулярных головных болей и серьезно увеличивало риск негативных последствий для психического и физического здоровья человека в целом. Однако многие народы продолжали столетиями следовать этому обычаю, несмотря на имевшие место быть летальные исходы. В последние десятилетия многие  исследователи, пытаясь выявить причину традиции головной деформации, склоняются к нейрофизиологической версии. В том смысле, что изменение формы черепа должно оказывать влияние на различные области коры головного мозга и это, соответственно, должно вызывать изменения определенных психических и физических свойств человека. Но серьезные научные исследования в этой области не проводились. Это понятно, поскольку подобные исследования подразумевают многолетние и тщательные наблюдения над значительным количеством людей разного пола и возраста, имеющих черепную деформацию. Таким образом, важнейшие вопросы о назначении и происхождении этой странной традиции продолжают оставаться на уровне предположений.

Другая, еще более непонятная загадка древней истории связана еще с одним способом воздействия на голову человека. Речь идет о трепанации черепа. Трепанация это хирургическая операция с образованием отверстия в костной ткани черепа. Начиная с глубокой древности трепанация использовалась в медицинских целях для лечения различных заболеваний головного мозга. Эта операция была подробно описана в трудах знаменитого древнегреческого врача Гиппократа. Но археологические изыскания демонстрируют гораздо большую древность этого хирургического воздействия, уходящую во времена неолита. Один из самых древних трепанированных черепов был найден близ Лозанны (Швейцария). Исследователи датировали его серединой IV тыс. до н.э.

Лозана

Однако не это вызывает удивление. Люди, интересующиеся древней историей, хорошо знают о том, что во многих древних цивилизациях теоретические и практические познания в медицине достигали очень высокого уровня. Сегодня существует большое количество данных, свидетельствующих о том, что в большинстве древних культур Старого Света, будь то Египет или Месопотамия, Индия или Китай, уже тысячелетия назад врачи лечили большое количество болезней и выполняли сложнейшие хирургические операции. Благодаря недавним исследованиям на юге Египта были найдены мумии периода Древнего царства. В черепа трех мумии были вставлены золотые пластины. Это было сделано еще при жизни этих людей, после того как они перенесли трепанацию черепа. Т.е. уже в середине III-го тысячелетия до н.э. древнеегипетские врачи владели методиками, позволявшими им осуществлять такие сложные операции как трепанация черепа.

Впрочем, высокий уровень развития древнеегипетской медицины был известен давно, сохранились даже папирусы на медицинскую тематику. Другое дело, когда речь заходит не о столь высокоразвитых культурах, а о тех, что только еще стояли на пороге цивилизации.

Одно из самых загадочных свидетельств – уже упоминавшийся некрополь полуострова Паракас. Здесь было найдено огромное количество мумий, черепа которых имели отчетливые следы операций по трепанации черепа. Количество таких черепов на разных могильниках полуострова Паракас составляло от 40 до 60% от общего числа! Такой процент превышает все разумные пределы. Первоначально исследователи считали, что это следы операций по лечению серьезных травм головы, полученных воинами в сражениях. Одним из самых распространенных видов боевого оружия в те времена была палица или дубинка. Но представители культуры паракас, судя по их  погребальному инвентарю, не были воинственными.

череп со следами трепонации в Перу

Иное дело – другая древняя индейская культура – мочика, существовавшая на севере Перу примерно в то же время, что и культура паракас. Индейцы мочика отличались крайней воинственностью и постоянно вели боевые действия со своими соседями. В этой культуре также известны черепа со следами трепанации, но их крайне мало, а процентное соотношение к общему числу костных останков не идет ни в какое сравнение с тем, что имеется в Паракасе. Кроме того, здесь найдены черепа, имеющие по несколько (иногда до пяти) следов операций на черепе.

По костным останкам палеонтологи легко устанавливают, выжил ли человек после подобной операции или нет. Дело в том, что при удачной операции отверстие в черепе постепенно зарастает и зарастает по периметру губчатой костной тканью. Если же череп не имеет следов заживления, это означает, что пациент умер во время операции или вскоре после нее. Так вот на некоторых могильниках количество черепов со следами успешных операций превышает 80%!

В древности было известно несколько техник трепанации черепа: постепенное соскабливание кости, вырезание прямоугольного (квадратного) отверстия, вырезание по кругу или высверливание по кругу маленьких дырочек (перфорация), а затем вынимание получившейся «крышечки». В Паракасе использовалось как соскабливание кости, так и ее вырезание. В среднем диаметр таких отверстий на черепе составлял 4-5 см, но в исключительных случаях диаметр мог достигать 7,5-8 см, т.е. трепанируемая площадь составляла почти 90 см²! И человек после этого оставался жив.

В одном из погребений был найден целый набор хирургических инструментов, в который входили: обсидиановые ножи различных размеров, ложка, сделанная из зуба кашалота, иголки с нитками, бинты и хлопковые шарики-тампоны. При помощи таких вот простых инструментов древние медики успешно вскрывали черепа своих соплеменников. В Паракасе найдены несколько черепов, где отверстия были закрыты тонкими золотыми пластинами. И эти пластины успели зарасти по краям новой костной тканью. В других случаях отверстие закрывались бронзовыми пластинами или заплатками из высушенной кожуры тыквы.

Череп с золотой пластиной

Практика трепанации черепов известна не только в Паракасе. В Перу черепа со следами операций были найдены в соседнем районе – Наска, в окрестностях Куско, древней столицы инков, на севере – в культуре мочика и других местах. Известны трепанированные черепа на памятниках бассейна озера Титикака, относящиеся к культурам тиауанако и уари. Но нигде, кроме Паракаса нет такой высокой концентрации данного типа костных человеческих останков. Более того, после исчезновения культуры паракас, причина которого не установлена, во всем регионе резко снижается количество находок черепов со следами трепанации. С чем это связано? С исчезновением большинства врачевателей, владевших данной техникой или с чем-то иным? Почему именно на этом полуострове была столь распространена трепанация черепа. Некоторые исследователи полагают, что здесь был своего рода лечебный центр, мастера которого в совершенстве владели этим видом операций. И в этот центр съезжались представители других народов. Но если б это было так, то выздоровевшие пациенты должны были разъезжаться по домам. Если же они умирали, их могли похоронить и на месте. Но погребальный обряд в могильниках Паракаса достаточно однообразен. Здесь нет захоронений чужаков. Получается, что все прооперированные пациенты принадлежали одной местной культуре.

Следует также отметить, что в Древней Америке, как в Перу, так и в Мексике, трепанации (в том числе неоднократной) подвергались люди как с деформированными, так и с обычными головами. Кстати, в Древней Мексике существовал еще один «очаг» массовой трепанации. Речь идет о цивилизации сапотеки в Оахаке, существовавшей со II по IX века н.э. Но сапотеки не достигли такого размаха по количеству операций на черепе, как жители Паракаса. Также интересен еще один момент. Захоронения с трепанированными черепами отличались от обычных: как правило, их находили под полами маленьких жилищ, а сами жертвы древних хирургических экспериментов относились к представителям низкого социального статуса. И это является принципиальным отличием от культуры паракас, в которой трепанации подвергались представители социальной элиты.

Известный отечественный публицист Всеволод Овчинников в своей книге «Вознесение в Шамбалу» приводит интересный факт:  «В Тибете давно заметили, что дар ясновидения люди чаще всего обретают после мозговой травмы. И задались целью открывать «третий глаз» искусственно. Отобранному по особым принципам монаху делают операцию, нередко сопряжённую со смертельным исходом. В середине лба высверливают отверстие, на несколько дней закрывают его деревянным клином с целебными мазями и дают зарасти». Что интересно, черепа с трепанацией в центре лба известны и в Южной Америке, в частности, в бассейне озера Титикака.

трепанация лба

Выдающийся отечественный психофизиолог Л.П.Гримак считал, что трепанация левой височной кости черепа, очень распространенная среди древних культур Америки, осуществлялась для подавления левого полушария головного мозга и, как следствие, активации правого полушария. Таким образом древние пытались усилить паранормальные способности человека. Гипотеза спорная, так как в большинстве древних культур (и не только американских) существовали менее кардинальные способы трансформации сознания и психики – от использования растительных психоделиков до различных практик медитации. Существует и более экзотическая гипотеза, согласно которой трепанации осуществлялись для достижения постоянного состоянии измененного сознания. Т.е. это являлось своеобразной техникой подготовки древних жрецов.

Однако все эти гипотезы не объясняют факта концентрации в одном месте такого количества остатков людей со следами операций на голове. И хотя подобное хирургическое вмешательство в качестве лечения не следует отрицать, но многочисленные и массовые трепанации явно не были вызваны медицинскими целями. Поэтому данная загадка древней истории еще ждет своего решения.

Путешественник, к.и.н. Андрей Вячеславович Жуков

Древние черепа и мумии чинчорро, эзотерические мифы догонов, рекомендуем:

Загадки древних черепов. Часть 1

Неизвестные культуры Южной Америки

Сириус, которого мы не знаем


ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИИ
Адрес:
г. Москва, Измайловское шоссе, д. 71, к. 4 Д