Тематические путешествия
Адрес:
г. Москва, Измайловское шоссе, д. 71, к. 4 Д

Средневековое наследие катар

« Назад

Средневековое наследие катар 08.03.2019 15:59

Южная Франция. Окситания. Страна гор, лесов, равнин и полей. Когда солнце встает над Провансом и Лангедоком, тучи, покрывающие Пиренеи, становятся золотыми. По этой земле проходили разные племена народов: греки, кельты, баски, сарацины. Это земля полная тайн и легенд, это земля катаров. Необычная страна, жители которой обладали свободой, о которой не могли думать люди других европейских государств. Духовное единство превратило все общество в единую семью.

Окситанцы славились своей открытостью и гостеприимством, считая, что все сердца равны независимо от происхождения человека. Основой их духовности было катарство. Катары (в переводе с греч. – чистые или совершенные) – просто добрые люди, как называли их в народе. Средняя и мелкая знать, городской патрициат, всё мыслящее население юга Франции было завоевано катарами, глаза которых лучились неземной радостью. Катары были посвящены в мистические тайны мироздания, были хранителями тайной мудрости. Окруженные ореолом загадочности, они и теперь являются одной из самых таинственных организаций в истории.

Истоки тайного учения катаров

Стоит отметить, что в основе катарства лежали духовные традиции, выработанные гностиками. Гностики – первые христиане, исполнявшие учения Иисуса. Интерес к данному этапу истории и людям, вершившим его, казалось бы, на века погребенный, забытый, вычеркнутый из истории Европы, тем не менее, периодически возвращался. Появлялись поддерживающие его легенды, литературные и музыкальные произведения, исторические и научные исследования. Особенно активировался интерес после того, как в 1945 году на Мертвом озере, в г. Наг-Хаммади были найдены древние библиотеки, в которых об этом написано (сейчас книги библиотеки хранятся в Каирском музее).

Окситания 2

Самой интересной из рукописей Наг-Хаммади является загадочная работа, именуемая «Евангелие от Фомы». Она не основывается на канонических Евангелиях и имеет более примитивную форму. Такую, которую по представлению ученых должны были иметь самые ранние тексты об Иисусе. Самым важным в «Евангелие от Фомы» есть не покаяние и искупление греха, а загадочное мистическое озарение. Изречения Иисуса похожи на не имеющие ответа загадки, которые учитель задавал своим ученикам с целью перерезать полотно обыденного мышления. Найдена также рукопись, написанная на древнеарамейском языке (языке Иисуса), которая даже старше написания Святого Евангелия.

Хотя именно Евангелие у нас считается первоисточником (греческий перевод), а рукописи на древнеарамейском почему-то были утрачены. Катары были уверены в том, что со временем произошло искажение учения Христа. Как свидетельствуют катарские документы, датированные XIII веком, Церковь катаров, владела древними текстами, восходящими к первоначальной Церкви.

Это оригинальная молитва катаров, чудом дошедшая до наших дней: «Светлый Отче, справедливый Бог добра, который никогда не ошибается, не лжет, не сомневается, не боится смерти. В мире чуждого – князя мира сего дай нам познать то, что Ты знаешь и полюбить то, что Ты любишь, ибо мы не от мира сего и мир сей не наш».

Догматы римско-католической церкви

Движение катаров представляло проблему для католической церкви, которая всегда отличалась огромной политической силой и богатством.

Окситания

Папа Иннокентий III писал по поводу своего правления следующее: «Папы поставлены Господом над народами и царствами, чтобы вырывать, разрушать, созидать и насаждать», поэтому римская церковь среди простых людей пользовалась не слишком большим уважением, поскольку требовала слепого следования догматов, беспрекословного подчинения себе и являла чрезвычайную нетерпимость к любому инакомыслию.

Катаров же духовенство считало еретиками и отзывалось о них так:
«Мы предаем анафеме их самих и всех тех, кто разделит их точку зрения и станет ее защищать; мы запрещаем, под страхом анафемы, давать им приют и вести с ними дела. Тот, кто присоединится к этим еретикам, будет отлучен от причастия. Все верные должны решительно выступить против этой заразы, и даже с оружием в руках. Имущество этих людей будет конфисковано, и правителям будет позволено обращать их в рабство. Всякий, кто, последовав совету епископов, выступит против них с оружием в руках, будет находиться, подобно крестоносцам, под покровительством Церкви».

А в 1072 году Папа Григорий III объявил закон о том, что главные люди на земле – это Папы, и абсолютно все люди должны им полностью подчиняться, поскольку они есть главные наместники Бога на земле. На что катары отвечали следующим образом: «Нам не нужны посредники, если мы общаемся с Богом, мы изобличаемся перед Богом, мы Его знаем. Нам не нужен тот, который придёт и скажет «а вот надо в Бога верить вот так вот».

Поэтому неудивительно, что катары считали Папу Римского наместником дьявола на земле, ведь ортодоксальная церковь запрещала самостоятельное изучение Библии. А нарушение этого запрета могло стать основанием для применения жестким мер по отношению к ослушавшимся. Поэтому катарское учение отбрасывало всю церковную иерархию, считая все исходящее от нее, лживым и пагубным, а ее внешние таинства не имеют никакой ценности.

"Святая" инквизиция

К 13 веку катарская вера уже прочно вошла в жизнь Окситании. Духовное влияние веры катаров, их нравственной чистоты на людей было таким мощным, что католический институт терпел одно поражение за другим. Поэтому в 1209 году Папа Иннокентий III объявляет священную войну и крестовый поход на катаров и их поддерживающих, обещая крестоносцам полное прощение грехов и неслыханные привилегии.

На вопрос воинов, спросивших Папу Иннокентия III, как отличить еретиков от правоверных католиков, он ответил так: «Убивайте их всех, Бог узнает своих». В средневековой Европе инквизиция произвела не меньшее опустошение, чем чума. Несомненно, это один из самых мрачных и коварных периодов человечества. В обвинении ереси католическая церковь арестовала, подвергла суду и казнила тысячи человек. Народ жил в страхе, терпя ужасы крестового похода.

Осада города

«Никого не щадить, не кающихся сжигать, кающихся – вешать. Бейте их, убивайте, сжигайте. Вырезайте целыми городами и деревнями, что бы и следа от них не осталось» – таков был приказ крестоносцам. Пытки и казни стали обычными методами инквизиции. Катары заканчивали свои дни на кострах и в инквизиторских тюрьмах.

Инквизиторы охотились также за катарскими текстами, множеством тайных библиотек, в которых хранились языческие тексты и рукописи, противоречащие церковной доктрине, дабы ни в коем случае фолианты истинных знаний не передавались из поколения в поколения. До наших дней дошли исторические упоминания о том, что некоторые из катар принимали даже смерть с улыбкой.

Всё это, пожалуй, указывает на то, насколько не привязаны они были к материальным оболочкам и насколько крепко жили миром Бога. Для них смерть тела была лишь переходом из ада в жизнь настоящую в мире Духовном. «Господь помогает нам взойти на горние высоты. Какая честь быть гонимым и ненавидимым в мире сем».

Учение катаров

Катары исповедовали, что Христос пришел на землю, не для того, чтобы искупить своей жертвой человеческие грехи, а для того, чтобы показать людям, что на самом деле их Царство находится не в этом мире, князем которого есть Сатана, а в невидимом мире, мире Бога, который есть Свет и Любовь. Они не верили в телесное воскрешение. Они считали такую идею противоречащей здравому смыслу и просто отвратительной.

Их интерес был сосредоточен исключительно на душе как на бессмертной нематериальной сущности, входившей в человеческое тело и носившей его как «одежду» для возможности получения опыта и познания Добра, пока тело не умирало. А душу представляли, как путешественницу во времени, участвующую в грандиозном странствии на пути к совершенству. Простым языком, катары имели знания о реинкарнации, теорию которой современное христианство отвергает, однако информация о ней есть в других учениях и религиях.

Материальный же мир и непрерывное перерождение считали самый настоящим адом. А слишком длинная цепь таких воплощений могла стать причиной полного падения Души и потери возможности спасения.

Катары на личном опыте знали о существовании мира Бога, проповедуя слова Иисуса: «Царствие Божие внутри вас», а также своим примером демонстрировали возможность личной непосредственной связи со Святым Духом. Их не интересовали деньги или власть, они стремились найти самым близкий путь к Богу. Один известный девиз катаров гласил: «Сие золото мира есть гноение души”.

В катаризме не признавали обеты безбрачия, а теме любви отдавали отдельное значение. Хорошо ее можно описать словами Графини Шампанской в 1174 году: «Любовь не может распространять свои права на двух женатых людей. Ведь настоящие влюбленные предоставляют все друг другу обоюдно и свободно, их не понуждают к тому никакие мотивы необходимости, тогда как муж и жена связаны своим долгом подчинять воли друг другу и ни в чем друг другу не отказывать».

Катары любовь

Любовь, по мнению катар, – это прямая противоположность сексуальной жизни, дозволяемой католической церковью лишь как средство произведения потомства (отсюда ее запреты на аборты и контроль рождаемости). У катаров было понятие «куртуазная любовь», прославленная в поэзии трубадуров, средневековых провансальских поэтов, посвящавших свои стихи любовной теме. Поэзия трубадуров изобилует восхвалениями дамами.

«Одной лишь ею я спасусь!» – восклицает Гильом де Пуатье, первый среди трубадуров. Другие стихи также проникнуты замечательной двусмысленностью в вопросе о природе Женщины, представляющей собой нечто Высшее. По сути, речь шла о связи человека именно со своей Душой, поэтому аллегорически так выражали стремление не к женщине, а именно к Душе.

Из учения катаров: «Спит человек. Спит душа его, спят бессмертные тела. Лишь совершенная чистая любовь возвращает ему бессмертные тела, подаёт человеку мир. Но только надлежит высвободить ее полным отрицанием источников зла. И тогда возожжется в сердце свеча вышней рыцарской любви».

Главным в жизни катаров являлся обет безусловной любви, непрестанное позитивное устремление к совершенству, жажда раскрытия на более высоком духовной уровне, победа в себе падшего естества.

А освободиться от греха не только нужно, но и можно. И не после страшного суда, а при жизни, в отличие от ортодоксальной церкви, где человека считают изначально грешным, тем самым обрекая его на «вечное покаяние», бесконечное раскаяние в одних и тех же грехах при постоянном их повторении. И катары применяли действенные способы такого освобождения.

Духовные практики катаров

Одной из основных, была практика «Катарсис» – процесс очищения через познания. Это коллективная практика, на которой катары, в первую очередь, познавали как работает материальная система этого мира, какие навязывает шаблоны, а ведь шаблоны одни и те же.

Катары делились друг с другом своим опытом, они делились своим пониманием. Это была своего рода «исповедь», где каждый делился своими мыслями, своим настроением. Но не с целью отпущения грехов, как это стало принято позже, а с целью разобраться откуда приходят мысли, что их толкает на неправильные, неправедные поступки и делились своим опытом. В этой сути как раз и был смысл. А так же, познавали мир духовный, и способы приблизиться к нему. Это и была серебряная нить, которая проводила человека из обычного смертного существа в мир духовный. В мир бессмертный, делая человека Ангелом.

Катары

Другой составляющей духовной практикой катар была «Эндура» – пост.
Но пост не только в еде, а прежде всего в мыслях и намерениях, отсекание любых «животных» проявлений в себе. В результате чего пробуждалось истинное «Я», которое до этого находилось в спящем состоянии, и как следствие, эгоистические желания постепенно теряли над человеком власть. Важно отметить то, что катары стремились восстановить свою связь с Богом именно при жизни здесь и сейчас, так как считали, что после смерти материального тела – это сделать будет уже невозможно.

«Консоламентум» – это духовное крещение.
Когда верующий долгое время жил в скромности, смирении, правдивости и других добродетелях, ему предлагали пройти через таинство Консоламентум, после которого кандидат начинает принимать передаваемую ему духовную силу. Дух – это Утешитель, то есть сила, которая снова связывает человека с жизнью в Духе. Благодаря этому, окончательно разрывается связь с низшей земной природой и человек посвящает себя социальному служению. В результате очищения от эгоистической природы, желаний, эмоций, человек преображался, в нём начиналось «ткание световых одежд», и внутри старой формы его тела зарождалось тело Божественного человека, по сути, Ангела.

К сожалению, в настоящее время на первый план выдвинулась как раз не внутренняя работа над собой, не познание мира материального и мира духовного, а внешние обряды. Человек ищет счастья в материальном мире, не понимая, что настоящие сокровища кроются за его духовным преобразованием. Но чтобы его достичь, необходимо упорно работать над собой в каждом дне.

Не все, прельстившиеся перспективой пути, доходят до его конца, ибо путь предполагает внутренние изменения. Первыми покидают путь те, кто много говорит, но ничего не делает, чтобы преобразовать себя. За ними, следуют те, кто ищет лёгких побед. Потом с духовного пути отклоняются и те, кто прельщается открывшимися у них способностями для удовлетворения своей значимости в этом мире. Далее — те, кто находит удовольствие в самом процессе поиска смысла жизни, но не понимает себя и в результате ничего не находит. Сворачивают с духовного пути и те, кто сомневается в себе, в Мудреце, открывшем им духовную Истину, да и в самой Истине.

Все эти люди истолковывают духовный путь так, как им выгодно для себя в этом материальном мире. И только тот, кто идет с чистотой и искренностью намерений до конца, прилагая упорство в своём духовном труде, преобразуя себя в каждом дне, только тот в жизни находит свои духовные сокровища, которые дают возможность уйти в другой мир.

Монсегюр Катары

Катары – это живой пример таких людей. Они действительно были те, кто хранил остатки Истинного учения Иисуса. Возможно, не в полной мере, но в достаточной для того, чтобы вызвать беспокойство у управленцев и жрецов. И это не удивительно, ведь истинные знания делают людей духовно свободными, свободными от навязываемой системы, свободными от тех, кто больше всего боится утратить власть в этом мире. Незримые, но крепкие нити связывают настоящее с прошлым.

Тем не менее, именно в наши дни проявляется все больший интерес к катарам: печатаются книги, переводятся уцелевшие катарские тексты, увеличивается количество выступлений ученых. Любому заинтересованному человеку не составит труда изучить различные религиозные, а также научные источники и увидеть Истину, которая в них закамуфлирована, и начать больше понимать действительную структуру мира.

Источник

Культурное сотрудничество или последствия колонизации, рекомендуем:

Ошибки европейских колонизаторов

Рапануи, дискуссия продолжается

Перу. Колониальное наследие


ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИИ
Адрес:
г. Москва, Измайловское шоссе, д. 71, к. 4 Д