Исследование древних народов ведется по оставшемуся культурному наследию: письменности и памятникам культуры. Увлекательный мир языка и культуры народов майя сохранился благодаря записям Диего де Ланда. Однако в конце 18 века были найдены рукописи, которые отображали жизнедеятельность майя, их назвали кодексами и сейчас они хранятся в разных странах и до сих пор многие ученые пытаются расшифровать тексты и язык майя.
Кодексы майя – иероглифические рукописи цивилизации майя интересная тема для международных исследователей. Технически майянские кодексы представляют собой сложенные в виде гармошки полосы мезоамериканской бумаги (аматль, на языке юкатека huun), изготовленной из луба растения амате (Ficus insipida). Складки гармошки – отдельные «страницы» – покрыты изображениями и надписями с лицевой и оборотной стороны. Тексты структурно делятся на тематические блоки.
Сейчас известно несколько кодексов майя, которые называют по месту хранения Мадридский (Трокортезианский) кодекс, хранится в г. Мадрид в Музее Америки. Дрезденский кодекс хранится в Дрезденской библиотеке университета. Парижский кодекс хранится в Национальной библиотеке Парижа.
Трокортезианский кодекс или Мадридский кодекс – одна из трех оригинальных книг майя, сохранившихся в мире, наряду с книгами Дрездена и Парижа. Во второй половине девятнадцатого века были обнаружены два отдельных фрагмента, один из которых назывался Троано в честь его первооткрывателя (Хуана Тро и Ортолано), а другой – кортезианский в память о Эрнане Кортесе, хотя его чтение начинается с последнего. Когда оба фрагмента были изучены, они оказались частью одной и той же книги.
Огромный вклад в сохранение майянской культуры и наследия оказал Юрий Валентинович Кнорозов. В начале 50-х годов он опубликовал три кодекса в полностью в своей книге «Письменность индейцев майя», где расшифровал значение иероглифов и рисунков майя. Это позволило сделать огромный прорыв для ученых всего мира.
По терминологии Юрия Валентиновича Кнорозова, известнейшего майяниста, содержательно сохранившиеся кодексы майя являются жреческими требниками, которые посвящены ритуалам, астрономии и астрологии, пророчествам и гадательным практикам, расчёту сельскохозяйственных и календарных циклов. С их помощью жрецы толковали явления природы и действия божественных сил и проводили религиозные обряды. Кодексы были предметом повседневного жреческого обихода и зачастую помещались в могилу после смерти владельца. Лексика, грамматика и структура исторических текстов прямо соотносятся с официальными надписями майя классического периода, известными из эпиграфики.
Рис. 1. Печатное факсимильное издание / Источник
Датировка: XV век
Культурный контекст: постклассический стиль майя
Происхождение: Юкатан, Мексика (Северная Америка)
Материал: бумага из волокон магуэй и натуральных пигментов
Техника: роспись
Размеры: высота = 22,6 см; ширина страницы = 12,4 см; длина = 416,5 + 238,5 см
Инвентарный №: 70300
Место хранения: Музей Америки (Испания, г. Мадрид)
Рис. 2. Место демонстрации в зале Музея Америки кодекса Tro-Cortensiano (г. Мадрид)
Хотя обычно в доиспанских книгах использовалась бумага амате, трокортезианский кодекс изготовлен из бумаги, изготовленной из волокон кактуса (магуэй, агава или лаваш) и скрепленных натуральным каучуком, покрытым известью. Он состоит из одной полосы, сложенной в виде ширмы, образующей 56 листов или 112 страниц.
Многолетние исследования календаря майя привели к изучению оставшихся рукописей майя – кодексов. В течение 2019 года исследовательские поездки в Вену, Мадрид, Дрезден, Париж, Мехико показали, что в библиотеках этих городов нет печатного цветного издания кодексов майя. В Мехико даже в Археологическом музее Мадридский кодекс выложен «гармошкой». Это сильно затруднило исследование письменного наследия майя. Невозможно взглянув на 112 страниц в музее Америки сразу увидеть особенности и отличия каждой страницы. Необходимо долгое и кропотливое изучение мелких деталей и рисунков. Плохое качество и стертые рисунки затрудняют понимание и расшифровку кодекса.
Рис.4. Мадридский кодекс в Археологическом музее в Мехико
Тема пророчеств майя очень интересовала людей с 2000-х годов. Особенно около 2012 года. И до сих пор интерес не упал. Издано множество книг и исследований. Проведенные исследования русским ученым Ю. Кнорозовым приоткрыли завесу над тайнами майя. Но в его глубокой работе «Письменность индейцев майя», изданной в 1963 году, кодексы представлены только в черно-белом варианте. Сам исследователь никогда не видел цветных изображений кодексов, так как не был в Испании, а в Мехико и Гватемале кодексы не представлены в музеях. В его книгах ничего не говорится про цветные поля, синие изображения богов (только черные) и оборотной стороне страниц.
Предварительные исследования показывают, что ни работы Кнорозова по расшифровке языка майя, ни алфавит Диего де Ланда, ни тем более расшифровки Томпсона, английского ученого – археолога, не достаточны для изучения языка и культуры майя.
Рис. 5. На витрине магазина музея Америки продаётся факсимилие Мадридского кодекса за 2756$
Есть научная необходимость издать Мадридский кодекс в цветном изображении. Красочное издание кодексов позволит большому количеству желающих прикоснуться к расшифровке кодексов майя. Особенно тем, кто изучает наследие Хосе Аргуэльеса и Науки Нового времени, базирующееся на календаре майя, представленном в кодексе почти на каждой странице. Цветная рукопись позволит глубже изучать наследие Юрия Кнорозова и древних майя, поможет развивать наблюдательность и творческие способности взрослым и детям. Изучающим календари майя откроет новый пласт понимания использования солнечных печатей и тонов и позволит изучать математику майя в оригинале.
Планируется издать Мадридский кодекс как набор из трех элементов:
Аналогов в продаже нет. Факсимилие в цветном варианте стоит 2756$ только в Музее Америки. Для ученых и аспирантов такое издание не подходит в научных целях. К сожалению, даже в Мексике трудно найти кодексы в продаже. Ни разу не издавались кодексы в виде раскраски для взрослых. Тем не менее, это уникальное предложение для развития как науки, так и творчества.
В рамках подготовки такого масштабного проекта планируется в феврале 2020 года начать сбор заказов по всему миру, создав сайт и соответствующее продвижение, что поможет привлечь финансовые ресурсы заинтересованных лиц.
Тотьмянина Юлия Владимировна
Центр Объёмного Времени Tzolahao
e-mail.ru: tzolahao@yandex.ru
О кодексах майя и царских монументах
Таинственные скрижали криптографии